Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.
Школьная служба медиации (примирения) – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых.
Школьная служба медиации основывается на следующих принципах:
- добровольность - добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
- конфиденциальность - обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Согласно правилам встречи, ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно.
- взаимоуважение;
- равноправие сторон.
Медиация необходима в следующих случаях:
- Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально;
- Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон;
- Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.
Если у вас:
- межличностные конфликты;
- нецензурные оскорбления;
- угрозы;
- причинение незначительного материального ущерба;
- взаимные обиды.
Вы можете обратиться в службу медиации!
Работа службы медиации направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
Главными участниками встречи будете вы сами.
Задачи школьной службы медиации:
- Создается альтернативный путь разрешения конфликтов;
- Конфликт превращается в конструктивный процесс;
- Приобретаются навыки активного слушания и другие полезные коммуникативные умения;
- Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых;
- Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения.
Порядок работы школьной службы примирения:
- ШСМ может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации Учреждения, членов ШСП, родителей.
- ШСМ принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
- Программы восстановительного разрешения конфликтов проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие.
- Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) школьной службы примирения.
- В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 14 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя и родителей (законных представителей).
- Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
- В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в протоколе и письменном примирительном договоре.
- Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственность за их выполнение).
- Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей.
Правила поведения в конфликтных ситуациях:
- Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
- Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
- Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
- Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
- Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения.
- Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
- Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».